mavka_lv (mavka_lv) wrote,
mavka_lv
mavka_lv

Category:

Гербы на гробницах Лычаковского кладбища. Часть 2

 Продолжим внимательно рассматривать гербы на могилах Лычаковского кладбища.
Так же, как и в первой части поста, при описании гербов правая и левая стороны указаны не по правилам геральдики, а в обычном понимании, это сделано для удобства восприятия.

 16. Гробница семьи Яна Чайковского (Czaykowski)




Проект неоготической часовни для этой гробницы разработал Юлиан Захаревич, изготовлена гробница фирмой Шимзеров.

Ян Эузебиуш Чайковский (15.12.1811-23.02.1897) был одним из богатейших людей Львова. Доктор права, адвокат, президент Львовской коллегии адвокатов, депутат Галицкого краевого сейма, депутат Рейхсрата, президент Галицкого музыкального общества. Был женат на Розалии Агопсович де Хассо (Rozalia Agopsowicz de Hasso, † 1890).

Гробница украшена рельефными изображениями герба Чайковских:

Это одмяна герба Гриф (Gryf). Как пишет Роман Афтанази в книге "Dzieje rezydencji na dawnych kresach Rzeczypospolitej" (том 6), раньше Чайковские этой, т. н. армянской, ветви пользовались гербом Ястшембец (Jastrzębiec). В 1782 году дед Яна Винсент Чайковский при легитимации (подтверждении дворянства) во Львове по неизвестным причинам не указал свой герб, и в 1868 году император Франц Иосиф I утвердил его внукам их старопольское дворянство уже с гербом Гриф (с одмяной). От обычного герба Гриф этот герб отличается наличием не одного, а двух нашлемников с грифами. На гробнице герб изображён без нашлемников:
    

Осмелюсь высказать предположение, по какой причине Чайковские стали использовать герб Гриф. В 1840 году Ян Чайковский купил одно из наибольших сёл Галичины - Каменку Волоскую (Kamionka Wołoska). Каменка Волоская длительное время находилась в составе Белзкого воеводства (województwo bełskie), на гербе которого с XV века был изображён именно гриф. Хотя вполне возможно, что никакой связи между этими фактами нет.

 17. Семья Лазовских (Łazowski)


На гробнице находятся две таблички с гербами и фамилиями. На той, что расположена слева, перечислены имена и годы смерти похороненных здесь Лазовских, справа - даты жизни Мициньских, Эльжбеты и Янины (обе - Micińska).

Несколько слов об отце и сыне Титусе и Мечиславе Лазовских.
    
Титус Лазовский учился во Львовском университете, получил диплом магистра фармации. Вместе со старшим братом Леоном, также фармацевтом, долгое время арендовал аптеку "Под золотым оленем" на площади Рынок. Братья активно участвовали в создании и деятельности Львовского аптекарского общества, Титус избирался его председателем. Он также неоднократно был представителем Львова на собраниях т. н. гремиумов (фармацевтических объединений) Восточной и Западной Галичины. В 1887 году Титус Лазовский открыл собственную аптеку "Под архангелом" (уже не существует, современный адрес дома - ул. Городоцкая, 131). Был женат на Юзефе Плошовской (Płoszowska).
Мечислав Лазовский продолжил дело отца. Получил диплом фармацевта и с 1897 года стал полноправным владельцем семейной аптеки "Под архангелом". Как и отец, принимал участие в деятельности Аптекарского общества. Также занимался оптовой торговлей лекарственными препаратами и нефтедобычей.

Родовой герб Лазовских - Кшивда (Krzywda), однако герб на табличке Кшивдой не является, вместо него гравёр ошибочно изобразил одмяну герба Темпа Подкова (Tępa Podkowa). Герб с гробницы и правильное изображение герба Кшивда:
   

На второй табличке изображён родовой герб Мициньских Пеликан (Pelikan):
   

 18. Семья Динхайм Брохоцких (Dienheim Brochocki)


В фамилии Dienheim Brochocki её первая часть (Dienheim) является прозвищем, придаточной фамилией, это т. н. przydomek (польск.).

На могиле нет табличек с именами похороненных здесь супругов Брохоцких, в литературе я тоже не нашла никаких сведений об этой гробнице, но по гербам (точнее, по одному из них) можно попытаться определить, кто здесь похоронен. Вот эти гербы:


   
Справа расположен родовой герб Брохоцких Правдзиц (Prawdzic). Слева находится родовой герб жены похороненного здесь Брохоцкого, это герб Корчак (Korczak) под графской короной. Польских графских родов было вообще не так много, а тех, что пользовались гербом Корчак - всего четыре: Branicki, Chołoniewski, Drohojowski, Komorowski. Просмотрев генеалогические данные этих четырёх родов, можно отыскать только одну женщину, вступившую в брак с Брохоцким - это Ванда Коморовская (Komorowska). Отцом Ванды был граф Игнаций Коморовский. Ванде Коморовской принадлежало село Билка Крулевская (Biłka Królewska), сейчас это Нижняя Белка Пустомытовского района Львовской области. В справочнике населённых пунктов Галичины ("Najnowszy skorowidz wszystkich miejscowości z przysiółkami w Królestwie Galicyi ...") за 1897 год его владелицей записана Ванда Брохоцкая из графов Коморовских:

(длинную строку из справочника я несколько сократила)
Можно также найти сведения, что в Билке Крулевской в 1892 году умер Антоний Брохоцкий (ок. 1802 г. р.), а Адам Брохоцкий числился владельцем этого села в 1902 году. Кто из них и как был связан с Вандой Коморовской, трудно сказать с уверенностью.

Из вышесказанного следует, что в этой гробнице, скорее всего, похоронена Ванда Брохоцкая, урождённая графиня Коморовская герба Корчак, и, вероятно, Антоний или Адам Брохоцкий герба Правдзиц.

 19. Анастасия Еловицкая из Тарновских (Jełowicka, дев. фамилия Tarnowska)




Перевод надписи с расшифровкой сокращений (по данным из гербовника Каспера Несецкого):
"Тут лежит
Анастасия из графов Тарновских
Еловицкая, жена Павла, бывшего (b.) председателя
гражданского департамента (D.C.) главного суда (S.G.) Волыни (Wałł.), с которым 50 лет 7 месяцев (?) прожив,
на 74-м году жизни 7 апреля 1852 года ушла в вечность ...
..."

Мужу Анастасии Павлу Еловицкому принадлежало полученное по наследству село Арестов (Aresztów) в Ровенской области. В конце XVIII - начале XIX века он построил там дворец и заложил парк. Вид этой семейной резиденции (ок. 1830 года):

Название литографии: "Widok mieszkania J.W-ch Pawła i Anastazyi z Hrabiów Tarnowskich Jełowickich w Gub. Wołł. P-cie Rowienskim wsi Aresztowie."

Отцом Анастасии Еловицкой был граф Ян Амор Тарновский герба Лелива - генерал-майор войск коронных, каштелян конарский ленчицкий, поэт и философ. На гробнице изображён родовой герб Тарновских Лелива (Leliwa) под графской короной (корона почти полностью скрыта веточками туи):
   
Герб Лелива здесь выглядит настолько необычно, что я его даже не сразу узнала. Никогда раньше не встречала, чтобы шестиконечная звезда в этом гербе изображалась в виде Звезды Давида ✡.

 20. Тереза Энцендорфер (Enzendorfer, дев. фамилия Reiner von Hakenbach)


Тереза, урождённая Райнер Хакенбах, владелица села Дворы (Dwory) возле Освенцима, была замужем дважды. Её первый муж - Игнац Роттманн (Ignaz von Rottmann, † 26.04.1815), действительный тайный советник, председатель земского суда во Львове, президент апелляционного и уголовного суда Венеции.
Вторым мужем Терезы был Карл Энцендорфер (Karl von Enzendorfer, † 04.05.1864), действительный тайный советник, председатель земского суда во Львове, президент апелляционного и уголовного суда во Львове, командор австрийского ордена Леопольда, член Галицкого станового сейма.

В плохо сохранившейся надгробной надписи можно разобрать имя покойной и фамилию по второму мужу: "Therese v. Enzendorfer". Дальше - её девичья фамилия: "geborne Reiner v. Hakenbach". (Мне встретились и другие варианты написания девичьей фамилии Терезы: в метрической книге костёла св. Андрея она записана как de Rainer Hachenbach, на генеалогическом сайте "Genealogia potomków Sejmu Wielkiego" как v. Reiner Hackenbach.) В двух следующих строках - сведения о титуле и должности её последнего супруга: "K. K. geheimen [Rath - ?] und Appellations Præsident ...". В нижней строке указан год смерти Терезы: "gestorben ... 1837". (По данным метрической книги костёла св. Андрея за 1837 год, Тереза Энцендорфер умерла 25 февраля в возрасте 48 лет.)

На гробнице изображён герб второго мужа Терезы Карла Энцендорфера:
   

 21. Генрик Мальчевский (Malczewski), Гонората Мальчевская из Бжозовских (Malczewska, дев. фамилия Brzozowska)


"Генрик Мальчевский
офицер войск польских с 1831.
* г. 1803. † г. 1891. в ноябре
просит молитвы
* * *
Гонората из Бжозовских
Мальчевская
землевладелица
* 1812. † 1885."
Генрик Мальчевский был участником Ноябрьского восстания 1830-1831 гг., кавалером ордена Virtuti Militari, членом Галицкого станового сейма. Родной брат Виктории Закашевской из Мальчевских, о гробнице которой рассказано в первой части поста (гл. 12).

Гробница украшена колонной, на которой изображены гербы супругов Мальчевских. Слева находится Тарнава (Tarnawa) - родовой герб Генрика Мальчевского, справа расположен герб Белина (Belina) - родовой герб Бжозовских, из семьи которых происходила его жена Гонората:


   

 22. Семейная гробница, построенная на средства графини Ядвиги Жищевской из Горайских (Rzyszczewska, дев. фамилия Gorajska) в 1930 году




Проект гробницы разработали архитекторы Витольд Винсент Равский и Тадеуш Иванович.

Ядвига Жищевская (1859-1939) происходила из рода Горайских, в 1906 году она вышла замуж за Адама Жищевского (1857-?) герба Побог (Pobóg), позже супруги развелись. Из надписи на гробнице следует, что Ядвига была графиней ("... hr. Rzyszczewskiej ..."), однако её муж Адам титула не имел (графом стал брат его отца Юзеф Адам, и только эта ветвь рода Жищевских имела графский титул). Отмечу, что в надписях и изображениях на этой гробнице рекордное количество случаев узурпации графского титула.

В усыпальнице похоронены родственники Ядвиги Жищевской:
- отец, Адам Каетан Горайский герба Корчак. Адам Каетан был императорско-королевским подкоморием, но титула не имел, графов в роду Горайских не было вообще, поэтому его графский титул в надписи на гробнице не является подлинным;
- мать, Мария Горайская (вопреки надписи - не графиня) из Млодецких герба Пулкозиц;
- брат, Казимеж.

Фриз гробницы украшен гирляндами и двумя гербами:

Справа находится родовой герб Горайских Корчак (Korczak) под графской короной (о неправомерности её использования см. выше):
   
Вокруг герба можно прочитать девиз: "Franges, non flectes" ("Уничтожишь, но не согнешь").

Рядом с гербом Корчак на фризе расположен герб со щитом, разделённым на четыре части:

Это т. н. генеалогический герб. Он составлен для матери Ядвиги, Марии Антонины из рода Млодецких. Обычно в таком гербе в левой половине размещают гербы предков со стороны отца, в правой половине - со стороны матери, но здесь поступили несколько иначе.
На схеме показана общепринятая нумерация полей четверочастного щита и названы гербы, находящиеся в этих полях:




1. Герб Пулкозиц (Półkozic) отца Марии, Яна Казимежа Млодецкого (Jan Kazimierz Młodecki).
2. Герб Пилява Золотая (Pilawa Złota) матери Марии, Дороты из графов Потоцких (Dorota hr. Potocka).
3. Герб Рогаля (Rogala) матери отца Марии, т. е. её бабушки по отцовской линии, Домицелы из графов Красицких (Domicela hr. Krasicka). Мужем Домицелы был Юзеф Марцин Млодецкий, дед Марии по отцовской линии.
4. Герб Еловицкий (Jełowicki) бабушки отца Марии, т. е. её прабабушки по отцовской линии, Софии из Еловицких (Zofia Jełowicka). Мужем Софии был Францишек Антоний Млодецкий, прадед Марии по отцовской линии.
Примечание к пункту 4. Обычно в этом поле помещают герб матери матери, т. е. бабушки по материнской линии. У Марии Млодецкой ею была Мария Антонина из князей Чарторыйских (Maria Antonina ks. Czartoryska) герба Погоня Литовская (Pogoń Litewska), жена графа Яна Алоиза Потоцкого. Полагаю, что замена произошла из-за сложности скульптурного изображения герба Погоня Литовская.

Нашлемники в этом гербе трудно определить по их изображению. В составном гербе с четверочастным щитом нашлемники могут располагаться как в прямом порядке, т. е. 1, 2, 3, 4, так и в следующем порядке: 3, 1, 2, 4. С уверенностью здесь можно опознать только нашлемник в виде двух рогов, который изображён третьим слева. Он относится к гербу Рогаля поля № 3, следовательно, в этом генеалогическом гербе нашлемники и геральдические короны соответствующих гербов стоят в прямом порядке: 1, 2, 3, 4. Рассмотрим их повнимательнее.
1. Нашлемник герба Пулкозиц сохранился плохо. Геральдическая корона здесь с девятью жемчужинами, т. е. графская, - ещё один случай узурпации для этой гробницы. Отец Марии Ян Казимеж Млодецкий титула не имел, графский титул получил только его сын Юзеф Миколай Антоний Марцин, брат Марии.
2. Нашлемник герба Пилява Золотая обычно представляет из себя пять страусовых перьев, в гербовнике Зибмахера можно найти вариант этого герба с нашлемником в виде золотого креста с двумя перекладинами. То, что изображено здесь, больше всего напоминает рукоять меча. Что имел в виду скульптор, я не знаю. Геральдическая корона здесь графская, как и должно быть.
3. Нашлемник герба Рогаля представляет из себя те же два рога, что и на его щите, выглядит здесь узнаваемо. Геральдическая корона повреждена, но кажется, что она графская, как и должно быть.
4. Нашлемник герба Еловицкий представляет из себя пять страусовых перьев, похоже, что изображены именно они. Геральдическая корона - обычная дворянская.

 23. Семья доктора Холевы (Cholewa)


Здесь похоронен врач-стоматолог Теофил Холева, умерший в ноябре 1942 года. Словарная статья о нём есть в книге "Słownik biograficzny lekarzy i farmaceutów - ofiar drugiej wojny światowej" ("Биографический словарь врачей и фармацевтов - жертв Второй мировой войны") Я. Глиньского. В этой гробнице также покоятся погибшие в июле 1943 года Катажина и Алиция Холева.

Название родового герба этой семьи совпадает с фамилией - это герб Холева (Cholewa). Его изображение можно увидеть на гробнице:
   

 24. Феликс Подгорский (Podhorski), Элеонора Подгорская (Podhorska)



   
На колонне указаны даты рождения и смерти Элеоноры Подгорской: 21 декабря 1822 года - 14 октября 1902 года. Даты рождения и смерти Феликса Подгорского (6 декабря 1800 года - 6 апреля 1874 года) выбиты на постаменте памятника:


Феликсу Подгорскому принадлежал во Львове дом № 11 (конскрипц. № 9 4/4) на улице Театынской (совр. ул. М. Кривоноса), которая относилась к парафии костёла Марии Снежной. Запись о его смерти находится в метрической книге этого костёла за 1874 год:

После смерти Феликса собственницей дома № 11 на ул. Театынской стала Элеонора Подгорская. Ей также принадлежал дом № 8 на ул. Браеровской (совр. ул. Лепкого).

Род Подгорских - русского происхождения, своими предками они считали князей Переяславских из рода Рюриковичей. Княжеский титул Подгорские использовали до начала XIX столетия, однако когда ими были поданы бумаги на подтверждение титула, власти отказали, сочтя предоставленные документы недостаточными. Поэтому в 1836 году в Родословную книгу Подгорские были записаны как дворяне, при этом им было оставлено право использовать в гербе княжеские атрибуты - мантию и княжескую шапку. Феликса и других представителей рода Подгорских можно отыскать в Родословной книге Киевской губернии, а именно, в 6-й её части, предназначенной для древних благородных дворянских родов.
Герб Подгорских - одмяна герба Бродзиц (Brodzic) с княжеской шапкой:
   

Раньше Подгорские пользовались собственным гербом, отличие которого от показанного выше состояло в том, что в центре щита там находилась лазоревая держава с золотым поясом.

 25. ..., 1808(9) - 1878 гг.


Выгравированная на могиле надпись сильно пострадала от времени, имя похороненного прочитать совершенно невозможно. Зато герб вполне поддаётся определению, это один из вариантов герба Гржимала.

Надписи с данными о рождении и смерти сделаны в нишах боковых поверхностей гробницы, благодаря этому они хорошо сохранились:



Здесь покоится мужчина герба Гржимала, родившийся 15 октября 1808 или 1809 года в Ясло и умерший 7 апреля 1878 года в Саноке. Я решила попытаться отыскать его имя.

На польском генеалогическом сайте "Geneteka" с помощью формы, предложенной на странице http://geneteka.genealodzy.pl/index.php?op=se&lang=pol, можно получить краткие данные из метрических книг. Год смерти, в отличие от года рождения, на могиле указан точно, поэтому я задала именно его. Для соответствующей парафии Санока (Подкарпатское воеводство) за 1878 год нашлось 123 записи в разделе "Zgony", где мужчин возраста 68-70 лет было всего трое: Mikołaj Bill, Franciszek Raczkowski, Maksymilian Siemianowski. В соответствии с гербовниками (Гайла, Зибмахера) из этих трёх человек только Максимилиан Семяновский (Maksymilian Siemianowski) мог использовать герб Гржимала.

Неожиданно оказалось, что Максимилиан Семяновский был известным человеком, о нём есть статьи в польской и немецкой Википедиях: https://pl.wikipedia.org/wiki/Maksymilian_Siemianowski (польск.). "Gazeta Lwowska" в № 98 за апрель 1878 года поместила некролог о Максимилиане Семяновском, где, в частности, сообщалось, что он скончался в возрасте 70 лет, это соответствует метрике и надписям на могиле.

Если сравнить данные, указанные на гробнице, с данными о Максимилиане Семяновском, найденными в разных источниках, получим:
1) Дата смерти и место - совпадают полностью. В своём завещании Максимилиан Семяновский выразил желание быть похороненным во Львове. Он умер в Саноке 7 апреля 1878 года и похоронен на Лычаковском кладбище во Львове.
2) Герб Гржимала - совпадает, см. например, упоминание этого герба тут - https://www.ipsb.nina.gov.pl/a/biografia/maksymilian-siemianowski.
3) Дата и место рождения - в разных источниках указывают 1810 и 1812 годы, местом рождения называют Санок, а не Ясло. Расхождения с данными на гробнице невелики, на мой взгляд. По данным метрик (см. сайт "Geneteka"), в Ясло родились два брата Максимилиана, так что он, вероятно, тоже родился именно в Ясло, как и написано на могиле. Метрику рождения самого Максимилиана я отыскать не смогла.
Вряд ли существовал ещё хотя бы один человек с такими же фактами биографии, поэтому я предполагаю, что в этой гробнице похоронен Максимилиан Семяновский (а возможно, и его брат Францишек Ксаверий, который умер во Львове в январе 1853 года и также похоронен на Лычаковском кладбище).

Максимилиан Семяновский был чиновником, старостой округа Санок, советником галицкого наместничества, общественным деятелем, художником. Завещал всё своё немалое состояние, в общей сложности составлявшее около 70 тыс. злотых, на благотворительные цели. Его брат Францишек Ксаверий также был художником, некоторые живописные работы они создавали вместе.

Родовой герб Семяновских - Гржимала (Grzymała). На гробнице изображён один из его вариантов:
   

Upd. 25 сент. 2020 г.
В рукописной книге Śniadowski M. "Cmentarz łyczakowski, gródecki i "Paparówka" we Lwowie", написанной в 1890-1891 годах, я нашла текст эпитафии с могилы Максимилиана Семяновского:
"Tu spoczywa Maksymilian Grzymała Siemianowski
emer. c. k. Radca namiestnictwa
przyjaciol ludzkości i fundator czterech znaczniejszych stypendyów dla młodzieży rozmaitych zawodów.
Urodzony w Jaśle 15. października 1809. Zmarł w Sanoku 7. kwietnia 1878."
("Здесь похоронен Максимилиан Гржимала Семяновский
императорско-королевский Советник наместничества в отставке
филантроп и учредитель четырёх крупных стипендий разного предназначения для молодёжи.
Родился в Ясло 15 октября 1809 года. Умер в Саноке 7 апреля 1878 года.")
К сожалению, изображений могил или их описаний в этой книге нет.


 Источники информации (дополнение к предыдущей части):
1. https://encyklopedia.pwn.pl/haslo/Czajkowski-Jan-Euzebiusz;3888970.html
2. https://www.parlament.gv.at/WWER/PARL/J1848/Czaykowski_1.shtml
3. https://pl.wikipedia.org/wiki/Kamionka_Wo%C5%82oska
4. http://dir.icm.edu.pl/pl/Slownik_geograficzny/Tom_III/788
5. https://pl.wikipedia.org/wiki/Wojew%C3%B3dztwo_be%C5%82skie
6. https://literat.ug.edu.pl/glogre/0038.htm
7. Tablice odmian herbowych Chrząńskiego.
8. http://www.aptekarzpolski.pl/2014/03/02-2014-lazowscy-rod-polskich-aptekarzy/
9. http://archiwumandrzejamolika.pl/portret-rodzinny-z-szopka-w-tle/
10. http://bogmark.com.ua/apteka5lv/
11. http://www.provisor.com.ua/archive/2000/N2/benuh.php
12. Stekert A. Przydomki polskie, litewskie i rusińskie.
13. http://www.krzemieniewo.net/viewpage.php?page_id=1774
14. https://pl.wikipedia.org/wiki/Bi%C5%82ka_Dolna
15. Dunin-Borkowski J. Genealogie żyjących utytułowanych rodów polskich.
16. Księga adresowa królewskiego stołecznego miasta Lwowa. R. 6. 1902
17. Dziennik Poznański 1892.09.03 R.34 Nr. 202
18. http://www.bildarchivaustria.at/Pages/ImageDetail.aspx?p_iBildID=18948696
19. https://pl.wikipedia.org/wiki/Arest%C3%B3w
20. http://www.wolhynia.pl/index.php?option=com_content&view=article&id=393&catid=24&Itemid=101
21. https://pl.wikipedia.org/wiki/Jan_Amor_Tarnowski_%28ur._1735%29
22. https://pl.wikipedia.org/wiki/Gwiazda_Dawida
23. Schematismus der Königreiche Galizien und Lodomerien. Für das Jahr 1836.
24. Maschek von Maasburg M. F. Geschichte der Obersten Justizstelle in Wien: (1749-1848).
25. Savageri J. N. Chronologisch-geschichtliche Sammlung aller bestehenden Stiftungen, Institute, öffentlicher Erziehungs- und Unterrichts-Anstalten der k.k. österreichischen Monarchie mit Ausnahme von Italien.
26. Rozprawy c. k. galicyjskiego towarzystwa gospodarskiego. 1846.
27. Białas M. Malczewscy h. Tarnawa.
28. Jazownik M. Z Gniłowód do Łężycy.
29. Криса Л., Фіголь Р. Личаківський некрополь.
30. http://myszkowscy.pl/r54.html
31. https://zamkilubuskie.pl/brody/
32. Pułaski K. Kronika polskich rodów szlacheckich Podola, Wołynia i Ukrainy.
33. Dunin-Borkowski J. Polacy dygnitarzami austryackimi. I. Podkomorzowie i paziowie (1750-1890).
34. Dunin-Borkowski J. Rocznik szlachty polskiej.
35. Źernicki-Szeliga E. Der polnische adel.
36. Niesiecki K. Herbarz polski Kaspra Niesieckiego S. J. : powiększony dodatkami z poźniejszych autorów, rękopismów, dowodów urzędowych.
37. Konarski Sz. O polskich herbach złożonych.
38. Gazeta Lwowska : dziennik dla Dystryktu Galicyjskiego. 19-20 lipca 1942 r.
39. Polski Indeks Biograficzny.
40. Krętowski J. Straty osobowe lekarzy na Kresach Rzeczypospolitej w latach drugiej wojny światowej.
41. Stupnicki H. Herbarz polski i imionopis zasłużonych w Polsce ludzi.
42. Skorowidz nowych i dawnych numerów realności, tudzież nazw ulic i placów król. stoł. miasta Lwowa. 1871 r.
43. Skorowidz król. stoł. miasta Lwowa z oznaczeniem podziału miasta, nazw ulic i placów, oliczbowania domów numerami konskrypcyjnemi i orjentacyjnemi z wymienieniem właścicieli realności. 1889 r.
44. Najnowszy skorowidz wszystkich miejscowości z przysiółkami w Królestwie Galicyi. 1897 r.
45. Kalendarz ilustrowany "Słowa Polskiego" na rok zwyczajny 1900.
46. Księga Adresowa król. stoł. miasta Lwowa. 1901 r.
47. Список дворян Киевской губернии.
48. Sprawozdanie stenograficzne z rozpraw galicyjskiego Sejmu krajowego. 28. Posiedzenie 4. Sesyi IV. Peryodu Sejmu galicyjskiego z dnia 23. Października 1881.
49. Bołoz Antoniewicz J. Katalog wystawy sztuki polskiej od roku 1764-1886.
50. http://encyklopedia.naukowy.pl/Maksymilian_Siemianowski
51. https://pl.wikipedia.org/wiki/Franciszek_Ksawery_Siemianowski
52. Mycielski J. Sto lat dziejów malarstwa w Polsce 1760-1860.
53. Wdowiszewski W. J. Dwaj polscy malarze. (Bracia Siemianowscy).
54. http://aristocratic-club.ru/2-Polen2-rus.htm
Tags: Lwów, Лычаковское кладбище, Львов, геральдика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments