?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Фотографии Львова Previous Previous Next Next
О гербах на фасаде Оссолинеума - Исследуя Львов — ЖЖ
mavka_lv
mavka_lv
О гербах на фасаде Оссолинеума
 Если внимательно присмотреться к изображениям института Оссолинских на старых открытках и фотографиях конца XIX-начала XX века, можно заметить, что фронтон здания в то время был украшен двумя гербами, расположенными на фоне княжеской мантии. Так, например, Оссолинеум выглядит на открытке 1906 года издания:

Чтобы узнать, что это за гербы и почему их два, обратимся к истории учреждения.

 Оссолинеум - Национальный институт им. Оссолинских (Zakład Narodowy im. Ossolińskich) - работал во Львове до 1940 года и располагался в здании современной научной библиотеки им. В. Стефаника (ул. Стефаника, 2). Инициатором его создания был граф Юзеф Максимилиан Оссолинский герба Топор (Józef Maksymilian Ossoliński herbu Topór, 1748-1826) - библиофил, библиограф, писатель, литературовед, переводчик. Юзеф Максимилиан Оссолинский и его родовой герб:
    

Юзеф Оссолинский собрал обширную коллекцию книг и рукописей на польском и других славянских языках и принял решение открыть на её основе публичную библиотеку. Местом размещения библиотеки Оссолинский выбрал Львов, где в 1817 году купил бывшие монастырь ордена кармелиток обутых и костёл св. Агнешки. Строения к тому времени находились в полном упадке, а во второй половине XVIII века они выглядели так:


После смерти Оссолинского его собрание книг и другие коллекции должны были перевезти из Вены во Львов и поместить в реконструированном монастырском комплексе. На содержание и пополнение библиотеки, которую сначала планировалось назвать "Hrabsko-Ossolińska Biblioteka" ("Графско-Оссолинская Библиотека"), Юзеф Оссолинский распорядился ежегодно перечислять определённый доход от своего имущества.

Для перестройки купленных зданий под библиотеку Оссолинский обратился к известному венскому архитектору Петру Нобиле (Peter Nobile), однако его проект оказался слишком затратным. Далее вести работы было поручено военному инженеру Юзефу Бему (Józef Bem). Реконструкция началась в 1827 году и продолжалась в течение многих лет под руководством разных архитекторов. Так, левое крыло было пристроено к зданию бывшего монастыря в 1844-1847 годах по проекту Вильгельма Шмида (Wilhelm Schmid). Вид института им. Оссолинских в 1848 году:


Треугольный фронтон портика главного входа соорудили в 1854 году по проекту Теофила Жебравского (Teofil Żebrawski). Оссолинеум в 1874-1877 годах:

Как видно на этой фотографии, в поле фронтона в то время находилась только надпись.

 Чтобы обеспечить своему детищу экономическую стабильность, возможность развиваться и пополнять коллекции, Юзеф Оссолинский решил заручиться поддержкой польских элит. Важнейшим шагом в этом направлении было соглашение, подписанное в Вене 25 декабря 1823 года с князем Генриком Любомирским, представителем большого и богатого рода, выдающимся знатоком и коллекционером произведений искусства. Генрик Людвик Любомирский (Henryk Ludwik Lubomirski herbu Drużyna, 1777-1850) и его родовой герб Дружина:
    

Любомирские обладали бесценными собраниями: им принадлежали картины, миниатюры, оружие, скульптуры, рисунки старых мастеров. В соответствии с соглашением 1823 года Генрик Любомирский обязался передать в дар библиотеке Оссолинского предметы искусства из родовых коллекций и создать музей для их размещения, при этом Музей им. князей Любомирских (Musaeum Lubomirscianum) навсегда становился равноправной составной частью этого учреждения.
Благодаря материальной и финансовой поддержке, полученной от князя Любомирского, Оссолинеум как научное и культурное заведение стал известен не только в Польше, но и во всей Европе. Генрик Любомирский по праву считается сооснователем Национального института им. Оссолинских:

(открытка, изд. - до 1939 года)

 Возвращаемся к теме поста. Можно с уверенностью сказать, что гербы на фронтоне Национального института им. Оссолинских принадлежали его основателям: это герб Топор Юзефа Оссолинского и герб Дружина Генрика Любомирского. Но не существует (или я не смогла найти) ни одной фотографии, где бы оба этих герба были чётко и ясно видны. Максимально различимое изображение обнаружилось на показанной в начале этого поста открытке 1906 года. Вот её фрагмент с фронтоном, здесь более-менее определяется герб Топор (он расположен визуально слева):


Гербы были лепными, это заметно по теням. Так, на этой открытке (1906 год) хорошо видна тень от мантии:


В книге под названием "Zakład Narodowy imienia Ossolińskich" (1894 г.), написанной директором Оссолинеума Войцехом Кентржинским (Wojciech Kętrzyński), можно найти рисунок с изображением этой геральдической композиции:

Ниже мантии находится лента с девизом, хорошо знакомым каждому выпускнику львовского Политеха: LITTERIS ET ARTIBUS, в переводе с латыни - наукам и искусствам. Вероятно, на фронтоне здания Оссолинеума она также была изображена, но повторюсь, что фотографии с хорошо различимыми деталями найти не удалось.

Что касается времени появления гербов на фронтоне здания: можно утверждать, что они появились не позже 1894 года, поскольку промежутком 1890-1894 годы датируется фотография Эдварда Тшемеского (Edward Trzemeski):


Ну и одна тонкость для тех, кому интересна геральдика. Оба герба - графа Оссолинского и князя Любомирского - расположены на фоне княжеской мантии и под княжеской шапкой (короной), возникает вопрос - почему? Ответ от геральдистов: корона и мантия в двойных гербах изображаются наивысшего в композиции титула, а здесь это княжеский титул (обсуждение тут).

 Какая судьба постигла гербы в советское время? В отличие от театра им. Заньковецкой, где графский герб Станислава Скарбека благополучно дожил до наших дней, с библиотекой таких вольностей допускать не стали: чуждые советскому строю гербы основателей заменил герб Украинской ССР. Фотография 1975 года:


 По поводу гербов сказано достаточно, но хотелось бы вернуться к Музею им. князей Любомирских. Располагался он в левом крыле Оссолинеума, для публики этот музей открыли только в 1870 году. Там находились картинная галерея, оружейная палата, экспонировались предметы, имеющие историческую и культурную ценность:










 Ценнейшим достоянием музея Любомирских был альбом рисунков великого немецкого художника Альбрехта Дюрера. Альбом состоял из 24 листов, на трёх из них рисунки находились и на обратной стороне. Наибольшую известность получил автопортрет с этюдом руки и подушки:

Музейный инвентарный номер листа с этим автопортретом был 8319, на его обратной стороне есть ещё один рисунок - шесть этюдов подушек:

На лицевой стороне вверху проставлены инициалы автора (AD), на обратной стороне вверху указан год создания рисунка (1493), а в нижнем левом углу стоит круглая печать Музея Любомирских (MUZ IM LUBOM).
 Когда немецкие войска в 1941 году заняли Львов, специальный уполномоченный Геринга Кай Мюльман принудил директора Оссолинеума (к тому времени институт уже не носил это название) Мечислава Гембаровича выдать ему все рисунки Дюрера, оставив акт их конфискации. В 1945 году (по другим данным - в 1948 году) рисунки были найдены на территории американской оккупационной зоны в соляной шахте города Альтаусзее, расположенного вблизи Зальцбурга. В 1950 году Госдепартамент США передал их правнуку Генрика Любомирского князю Ежи Любомирскому (Jerzy Rafał Alf Lubomirski), который позже продал рисунки на аукционе. Сейчас работы Дюрера из львовского Музея Любомирских находятся в разных странах мира, но наибольшее их количество в США. Так, показанный выше автопортрет принадлежит Метрополитен-музею (Нью-Йорк).

 В фондах Музея Любомирских хранился и автопортрет Рембрандта ван Рейна, т. н. "Рембрандт с открытым ртом" (1628 год):

Весной 1944 года эта картина была вывезена в Краков. Сейчас бывшая собственность князей Любомирских, а затем Оссолинеума, находится в США, в Художественном музее Индианаполиса.
 Хотелось бы, чтобы когда-нибудь все утраченные ценности Оссолинеума, а их было очень много, вернулись на своё законное место - во Львов.


 Источники информации:
1. Енциклопедія Львова.
2. Gazeta Lwowska. 1817, nr. 94
3. Przyjaciel Ludu. 1848, nr 27
4. Fischer A. Zakład Narodowy Imienia Ossolińskich, 1917
5. Kętrzyński W. Zakład Narodowy Imienia Ossolińskich, 1894
6. Prokopovych M. Habsburg Lemberg: Architecture, Public Space, and Politics in the Galician Capital
7. Boniecki A. Herbarz Polski
8. Dunin-Borkowski J. Rocznik Szlachty Polskiej
9. Żychliński T. Złota Księga Szlachty Polskiej. R. XXIII
10. http://www.sejm-wielki.pl/
11. Adamski J. Dawny Kościół P.W. ŚW. Agnieszki I Klasztor SS. Karmelitanek Trzewiczkowych
12. Сварник Г. Львівська національна наукова бібліотека України імені В. Стефаника: переміщення і втрати фондів. Т. 1 (1939-1945)
13. Дзюбан Р. Чи повернуться в Україну рисунки Дюрера
14. Stijn A., Freyda S. Dürer and Beyond
15. Самвелян М., Топачевський А. Замах
16. http://muzeum.przeworsk.pl/aktualnosci/historia-ordynacji-ksiazat-lubomirskich-katalog-wystawy-w-druku/
17. https://polona.pl/item/lwow-zaklad-ossolinskich,MTI1NzA2MDE/0/#info:metadata
18. https://polona.pl/item/biblioteka-ossolinskich-we-lwowie-ossolineum-in-lemberg,MTI1NzA2MDc/0/#info:metadata
19. https://polona.pl/item/lwow-ossolineum,NjU0ODA5MTU/0/#info:metadata
20. https://ossolineum.pl/index.php/aktualnosci/zbiory-lwowskie/
21. https://polona.pl/item/zaklad-nar-im-ossolinskich-muzeum-lubomirskich-3-sala-sobieskiego,MjEzMzU5ODY/0/#info:metadata
22. https://audiovis.nac.gov.pl/obraz/15703/a6d111843255c5e46f3dddf8948ddda9/
23. https://ossolineum.pl/index.php/muzeum-ksiazat-lubomirskich-nie-zapomniana-historia/
24. http://www.jaroslawska.pl/artykul/10407,Lubomirscy-w-dziejach-Ossolineum
25. http://kuriergalicyjski.com/historia/upamietnienia/6586-historia-muzeum-ksiazat-lubomirskich
26. https://www.metmuseum.org/art/collection/search/459214
27. https://artchive.ru/artists/580~Albrekht_Djurer/works/398664~Avtoportret_s_etjudom_ruki_i_podushki_litsevaja_storona_lista
28. https://artchive.ru/artists/580~Albrekht_Djurer/works/398665~Shest_etjudov_podushek_obratnaja_storona_Avtoportreta_s_etjudami_ruki_i_podushki
29. http://fakty.ua/78862-24-gravyury-albrehta-dyurera-kazhdaya-iz-kotoryh-ocenivaetsya-v-sotni-tysyach-dollarov-byli-uvezeny-vo-vremya-velikoj-otechestvennoj-vojny-iz-lvova
30. http://fakty.ua/135139-risunki-dyurera-hranivshiesya-vo-lvove-nacisty-otvezli-v-berlin-gde-gering-torzhestvenno-vruchil-ih-gitleru-fyurer-byl-v-vostorge
31. http://collection.imamuseum.org/artwork/73847/

Метки: , , , ,

5 комментариев or Оставить комментарий
Comments
mavka_lv From: mavka_lv Date: Апрель, 18, 2018 12:05 (UTC) (Ссылка)
В IE фотографии теперь отображаются почему-то в рамках, откуда они взялись?

Edited at 2018-04-18 18:53 (UTC)
mihalych_lv From: mihalych_lv Date: Апрель, 18, 2018 13:13 (UTC) (Ссылка)
н-да, жалко, что гербы похерили
mavka_lv From: mavka_lv Date: Апрель, 18, 2018 18:59 (UTC) (Ссылка)
И надежды, что их восстановят, нет никакой :-)
sashalvovskiy From: sashalvovskiy Date: Апрель, 18, 2018 19:56 (UTC) (Ссылка)
Спасибо, интересно и рад, что снова стали публиковаться.
mavka_lv From: mavka_lv Date: Апрель, 18, 2018 20:08 (UTC) (Ссылка)
Благодарю
5 комментариев or Оставить комментарий